?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

про планирование

Задумалась я тут в очередной раз о целеполагании и планировании. Собственно, я прочла массу книг на эту тему, какие-то были полезными, какие-то не очень, какие-то - не совсем о том, что мне нужно. И вести-составлять всякие планы-списки-ежедневники я пыталась уже много раз, но потом все угасало. Потому что ни одна система, какой бы продуманной и эффективной она ни была, не работает, если она не подходит лично тебе (ну, это, думаю, очевидно). И вот думала-думала я, все праздники на это потратила (и хорошо, иначе бы со скуки померла так долго без работы, которая структурирует мой день). Да-да, я из тех людей, которые не могут раскачаться и чем-то заняться сами, без какой-то внешней оси, от которой раскручивается моя жизнь и которая уже как бы и не зависит от меня, просто есть и есть, как данность. Ну то есть бывают, конечно, моменты "в ударе", но они как раз и характеризуют, на мой взгляд, не сильно удачливого игрока. Мне, например, не подошел чисто переводческий фриланс - и именно из-за этого, и поэтому такой осью становился Дед Лайн, коего в народе именуют жареным петухом. И чисто научная работа тоже не пошла - много ли я сделала по диссеру за те месяцы, пока работу найти не могла? Так вот, это думанье, помимо прочего, придало некоторую осмысленность моему празднично-овощному существованию, что, несомненно, приятно. Но, разумеется, просто так взять и придумать систему, которая работала бы именно у тебя - практически невозможно. А поскольку трудные задачи (имеющие решение - это обязательное условие) мне нравятся, я сразу стала думать, с какого бока зайти так, чтобы невозможное стало возможным. И решила, что в моем случае идеальный метод - от. противного. Поэтому сначала я перечислю, что я пробовала и попытаюсь проанализировать, что именно мне было неудобно или чего не хватало.

Для удобства разделю на условные классы (в хронологическом порядке знакомства с ними):
1. Ежедневники.
Вначале был обычный датированный, в переплете, формата А6 (это который в половину А5 ведь?). Основное неудобство, из-за которого я впервые похоронила идею планирования как таковую уже через неделю, - именно датированность. Собственно, это удобно и имеет смысл только тогда, когда у вас много встреч и дел, которые необходимо строго привязывать к датам. Еще пару минусов я за этим самым большим не заметила, что вылилось еще в две попытки использовать разного типа ежедневники. Поэтому следующим этапом стал поиск ежедневника недатированного. Таковой обнаружился и был куплен с радостным предвкушением. Но не тут-то было. Через неделю-две попыток выяснилось, что теперь мне не хватает возможности легким движением руки вырвать неактуальный листок. И так идея о планировании умерла в очередной раз. Где-то через год я ее воскресила и пустилась на поиски того, что, как мне казалось, было идеальным вариантом. И я его нашла - совершенно чудесный недатированный ежедневник на кольцах, опять же формата А6 (да-да, вы уже поняли, я не зря формат упоминаю :)). Он был из качественного кожзама, красивого серого цвета с темно-синими вставками, механизм колец работал идеально, а сама книжица удобно ложилась в руку. Довершал картину изящный замок-кнопочка, а еще прилагалась строгая и изящная черная ручка. Страстный любитель канцтоваров, живущий во мне, ликовал от неожиданно свалившегося счастья. В нем были страницы на год (с разбивкой по месяцам), на месяц (с разбивкой по неделям), на неделю с разбивкой по дням и самая объемная часть - непосредственно ежедневник, с разбивкой дня по часам. Еще там была небольшая адресная книга и разлинованные отрывные листочки, для заметок. Казалось бы, что еще нужно? Можно везде брать с собой, планируй-не хочу. Однако выяснилось, что на узких строчках писать неудобно да и все дела-проекты не помещаются на этих крошечных страницах. И что в итоге - исписала адресную книгу и отрывные листочки, а потом и сам ежедневник стала использовать как обычную записныю книжку, все же он был красивый и нетяжелый и очень удобно ложился в руку.:) На этом мои помидоры с ежедневниками как-то завяли, а с ними и желание как-то упорядочивать свои дела.

Вывод: на этом этапе выяснилось, что мне не нужны даты, но нужно, чтобы можно было, не портя вещь, повыдирать странички, а может, даже и менять их местами. И еще что мне неудобно, когда узкие строчки.

2. Планинги типа "запланировано-сделано" - это когда сверху страницы пишется дата, а дальше идут просто строчки с квадратиками, сделал дело - поставил рядом галочку, все наглядно. Кончилась страничка - хочешь, сохранил, а хочешь, выдрал. Это было уже веселее: строчки широкие, никакой привязки не только к датам, но и к определенному времени - просто список, который можно выполнять в любой удобной (или уместной) последовательности. Почему не пошло: непонятно, что делать с несделанными делами - то ли забить, но это не всегда возможно, то ли переписать, но на это жалко времени, а они еще и копятся потом, и морально угнетают. Кроме того, у большинства моих дел не было (и так и нет, кстати) четкой привязки к конкретному дню, их просто нужно было выполнить в течение некоторого промежутка времени, скажем, недели. И вот как решить, что именно я сделаю сегодня, а что завтра? И как понять, что сколько времени займет и реально ли эти дела вообще за день сделать? Тут очередь за печатью, тут анкету неправильно заполнила - и весь план летит.

Вывод: Я поняла, что помимо вышеперечисленного мне нужна возможность планировать не на день, а сразу на неделю - и всю ее желательно держать перед глазами. В принципе, такие планинги не исключают подобной возможности, но препятствием становятся размеры.

3. Компьютерно-интернетные планировщики (лично я пробовала инструменты Гугл).
Вернувшись после некоторого перерыва к идее планирования, я подумала, что девушка я современная и технически довольно подкованная, поэтому комп мне в руки. И оказалось, что это весьма удобные инструменты! Лично я испытывала Google Calendar и Google Docs. В календаре можно один раз задать какое-то событие, задачу и т.п. - и он будет через нужные промежутки времени напоминать о том, что неплохо было бы реализовать это. Можно делать так, чтобы какие-то события были видны друзьям или даже всем. Плюс документов - в том, что они хранятся онлайн и доступны с любого компа из любого места. Однако именно для планирования они мне не подошли, Docs в первую очередь (потому что все равно у меня компьютер и интернет используется почти всегда только дома, ну, есть еще нетбук, но гораздо проще, в случае чего, раз в неделю или по необходимости синхронизировать его с домашним компом, а еще проще нужный док переслать себе по почте, а потом использовать там, где нужно). Для чего могло бы подойти: если у вас в день используется несколько компьютеров с выходом в интернет (скажем, дома, на работе и еще где-нибудь), туда можно набрасывать всякие заметки и мысли (хотя для этого ЖЖ, на мой взгляд, сгодится вполне, и все в одном месте лежит, и не надо плодить сущности - но про это дальше немного). Календарь же, как оказалось, отлично подходит для сохранения всяких важных дат и для записи мелких заданий и дел, которые можно вот прям щас, с напоминанием, встать и сделать. Можно, например, домашние дела всякие вносить, типа проверить, нет ли в холодильнике испортившихся продуктов, или полить цветы. Гугл даже напоминание на телефон присылать умеет! Однако для более серьезного и глобального планирования это мне в итоге не подошло. И, думается, в немаленькой степени из-за того, что мне все-таки удобнее и приятнее использовать бумажные носители. Плюс, лично у меня напоминания для относительно объемных дел просто не работают. Ну вот не могу я рассчитать, когда оно должно прийти, чтобы я, с одной стороны, успела к деланию этого дела подготовиться, а с другой - не забыла, что мне его в принципе нужно сделать (например, если напоминание за несколько часов или даже накануне, как у некоторых случается). Ну, и опять же планирование фактически по дням получается, что неудобно.
Кстати, потом я еще поняла про напоминания вообще (которые в мобильнике, в том числе), про то, что они должны тоже быть мелкими и конкретными, чтоб вот прям щас встал и сделал. Не "захватить завтра книгу для NN", а 1.(сегодня в 21.30) "положить книгу для NN у двери", 2.(завтра, вот прямо совсем на выходе) "взять книгу, лежащую у двери" и 3.(завтра непосредственно во время встречи с NN) "отдать книгу". Я, конечно, утрирую, но принцип в том, чтобы, скажем, не только положить и взять, но и не забыть отдать при встрече (со мной такое случается, ага). А абстрактное напоминание про книгу на завтра я забуду и даже если она будет у меня в сумке лежать, могу в нужный момент не вспомнить, что ее вообще-то еще и отдать нужно.:) И NN тоже может ведь не вспомнить (или просто решить, что спрашивать как-то неудобно - мало ли).
Но это лирическое отступление, а рассказ о том, что именно мне не подошло и почему, на этом окончен. Во второй части я расскажу о том, как сейчас вижу свою систему планирования. Продолжение следует.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
m_colacorta
Jan. 9th, 2010 01:06 am (UTC)
Настя, у меня такая же проблема. Ежедневники я быстро забрасываю. Пользуюсь только обычными стикерами. Пишу список дел, но не ставлю срок для выполнения этих дел. Просто он у меня перед глазами и я постепенно выполняю эти дела в произвольном порядке. Если что-то не выполнила, переношу на следующий стикер вместе с новыми делами, а иногда какое-то дело у меня неделями кочует из ститкера в стикер. :)))
meravelha
Jan. 12th, 2010 11:53 am (UTC)
Меня раздражает сама необходимость переписывать, поэтому я придумала немного по-другому. Чуть позже расскажу, нужно еще детали обдумать.
m_colacorta
Jan. 12th, 2010 08:06 pm (UTC)
Меня это переписывание организует.
ignatiev_v
Jan. 9th, 2010 07:05 am (UTC)
Создавай систему под себя.
Твоя система планирования должна начинаться с целеполагания, иначе она вообще не нужна.
Для начала определи 3-4 цели на ближайщий год. Они должны быть сложными, но реалистичными.
Важно чтобы это были не цели формата "скопить столько-то денег на что-то".

Дальше переходишь с самой системе планирования.
Надо определить - точки сбора информации. Их может быть несколько для разного вида информации. Например, ящичек для бумаг и вырезок, стикеры для заметок или планер А3 на столе. Как только в какой-то точке сбора накапливается много материала его надо систематизировать.

Система хранения и выдачи информации - используй Outlook, ничего проще и удобнее не придумали. А для того, чтобы эта информация была всегда с тобой синхронизируй свой телефон с outlook'ом хотя бы раз в неделю.

И еще. Планирование - это не только желание что-то планировать. Это тоже работа, как и переводы.
Ведь от того, что хочешь перевести материал он сам не переводится!
На начальном этапе все равно необходимо ежедневно уделять время своей системе, хотя бы 5-10 минут. И тогда система будет срастаться.
ezevika
Jan. 9th, 2010 10:43 am (UTC)
Спасибо. На редкость полезный пост, иначе не скажешь).
felixandcath
Jan. 12th, 2010 12:06 am (UTC)
Ух ты, какая классификация!! Я, кстати, никогда не видела таких планингов номер 2, мне бы они очень понравились) Я так на неделю планирую...

Что-то давненько тебя не комментировала) С Новым годом, кстати =)))
meravelha
Jan. 12th, 2010 11:55 am (UTC)
Такие планинги есть у Erich Krause, причем они копеечные. Бывают как в виде блокнотика на пружинке, а бывают - в виде разных размеров стопки отрывных листочков, с клеевым краем и без.

И тебя с наступившим.

Edited at 2010-01-12 11:57 am (UTC)
ex_trommelf
Jan. 12th, 2010 03:54 pm (UTC)
уууу....мняяяя....любитель канцтоваров! ) жму руку.
А не знаете часом какое-нить коммюнити фанатов записных книжечек и прочих дамских радостей?
meravelha
Jan. 12th, 2010 04:00 pm (UTC)
Не, не знаю.
( 9 comments — Leave a comment )